Таможенные преступления: Сущность и проблемы выявления

Таможенные преступления – это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела.

К ним относятся: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Указанные преступления отнесены законодателем (гл. 22 УК РФ) к экономическим преступлениям. Они посягают на экономическую безопасность Российской Федерации, которая определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (Федеральный закон от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

Таможенные преступления совершаются на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований, когда на смену тотальному контролю государства пришел механизм государственного регулирования торговых связей российских участников международного рынка с использованием инструментов и методов, традиционных для стран с рыночной экономикой. С этой целью были приняты нормативные акты, устанавливающие основные правила внешнеэкономической деятельности: Указ Президента РФ от 15.11.91 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации», Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8.10.91г. «О мерах по реорганизации внешнеэкономической деятельности в РСФСР», Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 02.11.93 г. «О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности», Федеральный закон от 13.10.95 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Либерализация и активизация внешнеэкономической деятельности не могла не отразиться на состоянии и динамике таможенных преступлений, о чем свидетельствуют статистические данные.

Анализ таможенной преступности позволяет выявить ряд ее существенных особенностей, в частности, повышенную общественную опасность, совершение преступлений в значительной степени организованными преступными сообществами, латентность.

Применительно к повышенной общественной опасности можно отметить, что таможенные преступления посягают не только на экономическую и социальную безопасность России в целом и каждого ее гражданина, но и на безопасность всего мирового сообщества, поскольку подрывают экономические и социальные устои всего мирового сообщества. Следует отметить, что в последнее время произошло заметное «перемещение центра» утечки валютных средств за рубеж под фиктивные контракты. Широких масштабов достиг вывоз за рубеж валютных средств, в том числе в виде платины, золота, драгоценных камней и зарубежной валюты, который наносит крупный ущерб экономическим интересам России. По оценке Банка России, поток иностранной валюты, переправляемой из России за рубеж, составляет в настоящее время от 1,5 до 2,0 млрд долларов США ежемесячно. По экспертным оценкам, экспортерам удается «прятать» за рубежом до 30 % валютной выручки России, эта сумма превышает 20–30 млрд долларов в год (тогда как все золотовалютные запасы РФ оцениваются в 13–14 млрд долларов США).

Общая сумма невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте, по разным оценкам, колеблется от 200 до 450 млрд долларов. При этом большая часть потенциальных капиталовложений переводится за границу с использованием зарубежных банковских и иных финансовых структур, где они депонируется на счетах коммерческих структур, имеющих тесные связи с криминальным миром России.

Широко используется внутритаможенный транзитный провоз грузов через территорию России. Продолжается рост противоправных сделок с подакцизными товарами, преимущественно с алкогольной и табачной продукцией, совершаемых с использованием внешнеэкономических каналов.

Беспрецедентных масштабов достигли злоупотребления в процессе ввоза из-за рубежа автомобилей иностранного производства.

Значительно осложнилась ситуация во внешнеэкономической сфере в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ). Многие из находящихся на их территории государственных и коммерческих организаций режим наибольшего благоприятствования во внешнеэкономической деятельности используют лишь в корыстных целях. Поэтому отмечается тенденция осложнения криминальной обстановки в СЭЗ. Нередко эти зоны используются в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России. Отмечены случаи несоответствия внешнеэкономической и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству, получил широкий размах теневой бизнес.

Продолжается утечка валюты из России с помощью так называемых оффшорных зон (Кипр, США, Мальта, Сейшельские острова, Швейцария и другие страны).

По данным Счетной палаты России, только на Кипре российскими гражданами было создано около 4 тыс. предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при министерстве экономки России. Всего же, по оценкам специалистов, в оффшорных зонах создано около 60 тыс. предприятий с российским участием.

Оффшорные зоны являются одним из существенных источников подпитки международной организованной преступности и отмывания «грязных» денег. В качестве примера можно сослаться на Закон об экономическом развитии Сейшельских островов от 1996 г. Согласно ему инвесторы, разместившие на Сейшельских островах сумму не менее 10 млн. долларов США, освобождались от уголовного преследования за легализацию доходов и приобретали защиту имущества от конфискации, если только не совершали насильственных преступлений или преступлений, связанных с наркотиками непосредственно на Сейшелах.

Особо следует остановиться на опасности наркобизнеса, несущей реальную угрозу человечеству. Из 50 млн лиц, употребляющих наркотики в мире, более 3 млн приходится на Россию. В настоящее время торговля наркотиками превышает годовой мировой оборот от торговли автомобилями и составляет 8 % от всей мировой торговли.

Статистические данные, материалы уголовных дел свидетельствуют, что Россия становится объектом экспансии международного наркобизнеса, а преступные группы российских наркодельцов вступили в активное взаимодействие с ними. Более половины всех изымаемых наркотических средств имеют зарубежное происхождение, а такие опасные и дорогостоящие, как героин, кокаин, опий и синтетические наркотики, быстро заполняющие наркорынок, практически полностью поступают из-за рубежа по контрабандным каналам.

Следующей особенностью таможенных преступлений является совершение их в значительной степени организованными преступными сообществами.

Предметом посягательства организованных преступных сообществ являются наркотические средства, оружие, ядерные материалы и компоненты химического оружия, автотранспортные средства, редкоземельные металлы, культурные ценности, валюта и т. д.

Действия организованных преступных сообществ нередко носят интернациональный характер. Новым криминальным явлением организованной преступности, посягающим на интересы государств в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, является преступность в так называемом киберпространстве. Развитие кибернетического пространства не только трансформировало способность субъектов международного права заключать большое разнообразие сделок, совершаемых через границы, но и безопасность государств, поскольку появилась возможность дешифрования их криптографических кодов, контролирующих системы ракетного и космического вооружения.

Постоянно возрастающий спрос на оружие в криминальной сфере, интернационализация преступных сообществ делают актуальной проблему контрабанды оружия и боеприпасов. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению объема нелегального оборота культурных ценностей через таможенную границу. В последнее время активизировалась деятельность организованных преступных групп, специализирующихся на незаконном вывозе культурных ценностей.

Таможенные органы все чаще имеют дело не со случайными контрабандистами, а со структурами, действующими в рамках хорошо организованного «теневого» бизнеса. Одной из наиболее привлекательных сфер деятельности криминальных структур становится нелегальный оборот объектов интеллектуальной собственности (ежемесячно, например, на внутренний рынок России незаконно поступает около миллиона компакт-дисков). Увеличивается влияние организованной преступности в сфере контрабанды алкоголя. По-прежнему на высоком уровне остается незаконный ввоз в страну автомобилей, получение неконтролируемых государством доходов за счет массового уклонения от уплаты таможенных платежей, использования реимпортных поставок автомобилей, изготовляемых на отечественных заводах. В орбиту интересов преступных групп попали сферы, приносящие наибольший доход: экспорт нефти, металлов, древесины, импорт продовольственных и иных товаров.

Следующей особенностью таможенных преступлений является их крайне высокая латентность. Приведенные выше статистические данные ни в коей мере не отражают размах преступной деятельности в таможенной сфере. В частности, по данным ВНИИ МВД России, в 1996 г. было совершено 26 тыс. фактов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, зарегистрировано 13,4 тыс. незаконных валютных сделок. По приведенным выше статистическим данным, в 1996 году было возбуждено 1296 уголовных дел по ст.188 УК РФ (контрабанда) и 903 – по ст.194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица) и ни одного дела по ст.193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).

По оценке специалистов, ежегодно в России совершается свыше 100 тыс. таможенных преступлений.

Особое внимание следует уделить контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.

В Концепции национальной безопасности, утвержденной указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 10 января 2000 г. № 24, отмечается, что рост масштабов потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации создает угрозу национальной безопасности страны.

Незаконный оборот наркотических средств занимает первое место в деятельности международных организованных сообществ. Проникновение организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, в сферу экономики подрывает усилия правительств по созданию и развитию экономической инфраструктуры, направленной на решение экономических и социальных проблем. Деятельность международных организованных преступных сообществ наносит серьезный ущерб усилиям национальных правительств в попытках решения экономических и социальных проблем, создавая угрозу общественной и национальной безопасности любой страны.

Таможенные органы Российской Федерации проводят определенную работу по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в структуре наркотических средств, наркосодержащих, психотропных и сильнодействующих препаратов преобладают: героин, марихуана, опий, гашиш, маковая соломка; мазепам, феназепам и другие транквилизаторы; эфедрой, эфедрин и препараты эфедрина; фепранон и аналоги; морфин и аналоги; морфин и аналоги; фенобарбитал и другие барбитураты. При этом отмечается: резкий рост контрабандного перемещения героина (4 случая в 1995 г., 386 – в 1999 г., 366 – в 2000 г.); снижение – маковой соломки (385 случаев в 1995 г., 37 случаев – в 1999 г., 25 – в 2000 г.). Вместе с тем количество уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды наркотических средств, крайне незначительно. В частности, в представлении Генеральной прокуратуры от 18.05.00 г. № 23д-5-00 в адрес председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации отмечается, что число уголовных дел, возбужденных по контрабанде наркотических средств, крайне незначительно и составило в 1997 г. – 455, в 1998 г. – 414, в 1999 г. – 747.

Изложенное обуславливает необходимость анализа причин невыявления таможенных преступлений. Проведенным исследованием установлено, что к основным из них относятся:

1. Неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

2. Проблемы организации и состояния таможенного контроля на таможенной границе.

3. Пробелы в области юридических и иных знаний у сотрудников таможенных органов, в первую очередь, у сотрудников, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

4. Противодействие выявлению таможенных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов.

5. Недостаточное материально-техническое обеспечение подразделений и служб, осуществляющих таможенный контроль.

Негативное воздействие такого фактора как неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации на состояние выявления таможенных преступлений приобрело особую остроту в связи с распадом СССР, когда в России осталось только 20 % приграничных таможен. Между тем протяженность границ России со странами СНГ составляет 13915 км. При этом границы, разделяющие страны СНГ, еще недавно являвшиеся союзными республиками, имели всего лишь условный характер, выполняя весьма ограниченную функцию, обеспечивающую административно-территориальное деление в пределах общего экономического и правового пространства. В этой связи обустройство границ Российской Федерации таможнями и таможенными постами с целью воспрепятствования контрабандного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, наркотических, психотропных веществ и т.д. имеет важнейшее значение. Особую остроту данная проблема приобретает на участке границы между Россией и Казахстаном, где протяженность границ составляет 7598,6 км, в том числе: 5936,1 км – сухопутная, 1516,7 км – речная, 70 км – озерная, 85,8 км – морская. Ни Россия, ни Казахстан не в состоянии в настоящее время контролировать эту границу на всем ее протяжении. Между тем, именно через российско-казахстанский участок границы пролегают основные маршруты контрабандного перемещения наркотических средств: 80 % героина, около 70 % опия и более 60 % марихуаны было ввезено из среднеазиатского региона.

Общая же протяженность границ России с сопредельными государствами составляет 60 933 км. Более половины – это морские границы, из них 19 700 км проходят по Северному Ледовитому океану и 17 тыс. – по Тихому. Несмотря на предпринимаемые усилия, плотность международных переходов на российских границах остается одной из самых низких в мире: 1 пункт пропуска на 112 км сухопутной границы и 1 порт на 489 км водных границ. На отдельных же участках, причем наиболее криминогенных для контрабанды, эта плотность значительно меньше. К примеру, Саратовская область и Казахстан имеют 557,5 км границы. На этом пограничном участке Саратовский регион связывают с Казахстаном 1 тыс. грейдерных и проселочных дорог, и имеется всего два таможенных автоперехода.

Организация и состояние таможенного контроля на таможенной границе – весьма существенный фактор, влияющий на невыявление таможенных преступлений, особенно на неуплату таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Особенностью современной таможенной системы Российской Федерации является проведение заключительного таможенного оформления товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ, не в регионе приграничной таможни (таможни отправления), а во внутренних таможнях по месту нахождения получателей товаров. Указанное обстоятельство используется криминальными элементами, которые в документах на перемещаемые товары указывают фиктивные юридические лица, несуществующие места доставки товаров и т. д. Выявить подобные преступления в приграничной таможне в процессе проведения предварительного таможенного оформления достаточно сложно, тем более что отдельные процедуры, например перевозка товаров автомобильным транспортом по процедуре МДП, не предусматривают досмотра товаров.

Что же касается состояния досмотра, то проведенные исследования показывают, что в настоящее время на каждого сотрудника таможенных органов в сутки приходится 300 т затаренного и упакованного груза, и реально досматривается лишь 1 %.

В этих условиях предметы контрабанды (сокрытые, неправильно декларированные) не выявляются.

С указанным выше фактором тесно связан и следующий – пробелы в области юридических и иных знаний у сотрудников таможенных органов и, в первую очередь, у сотрудников подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ: подразделений таможенного оформления и таможенного контроля, контроля над доставкой товаров и транспортных средств, организации таможенного оформления и таможенного контроля, контроля таможенного оформления, таможенных режимов, федеральных таможенных доходов и учета денежных средств, таможенной статистики и анализа, валютного контроля.

Проведенное исследование показало слабые знания сотрудников указанных подразделений в области уголовного права, уголовного процесса и, особенно, криминалистики, разрабатывающей способы выявления сокрытий преступлений, в том числе полной и частичной подделки документов и т. д.

Поэтому таможенные преступления не выявляются по причине отсутствия у сотрудников соответствующих подразделений необходимых юридических знаний. Так, при осуществлении таможенного оформления и контроля декларант предоставляет таможенному органу необходимые документы на товары: сертификаты о происхождении, разрешения на ввоз или вывоз, документы различных государственных органов (например, Министерства культуры, Министерства здравоохранения, Постоянного комитета по контролю наркотиков), товаросопроводительные – оформляемые и заверяемые декларантом своими реквизитами (оттисками печатей и штампов и подписями руководителей юридического лица).

В процессе таможенного оформления инспекторами таможенного органа производится сравнение реквизитов товаросопроводительных документов с оттисками печатей и штампов участников внешнеэкономической деятельности, а реквизиты документов, выдаваемых государственными органами, – с образцами оттисков печатей и штампов, подписями должностных лиц, соответствующих государственных организаций.

При этом образцы оттисков печатей и штампов государственных органов и подписи должностных лиц рассылаются ФТС РФ в таможенные органы по почте. Они являются, как правило, ксерокопиями с подлинных оттисков и подписей (например, см. исх. № 02 – 08/3020 от 18.02.97 г. «Об образцах оттисков печати Министерства культуры РФ», исх. № 02 -08/10792 от 06.06.97 г. «Об образце оттиска печати Территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей в г. Владивостоке и образце подписи руководителя данной организации»).

Таким образом, сотрудники подразделений таможенного оформления и таможенного контроля проводят, по сути, почерковедческие и технико-криминалистические исследования документов, требующие глубоких знаний в области криминалистического документоведения. Поскольку они ими, как правило, не обладают, то не в состоянии выявить признаки подделки указанных реквизитов и, соответственно, таможенные правонарушения.

Еще сложнее дело обстоит с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Мошенничество, фальсификация, контрафакция занимают все более существенное место в системе таможенной преступности. Ущерб, причиненный государству и гражданам России мошенничеством и контрафакцией (по данным международной конференции «Мошенничество и контрафактная деятельность в России: предотвращение и борьба». М., 2000 г.) исчисляется ежегодно десятками миллиардов рублей. Преступления в данной области подрывают международный авторитет России, ухудшают инвестиционный климат, способствуют коррупции среди должностных лиц, подрывают интеллектуальный и культурный потенциал общества. Особенное беспокойство вызывает проблема проникновения на фармацевтический отечественный рынок фальсифицированных импортных лекарственных средств. По данным Минздрава Российской Федерации, количество фальсификатов лекарственных средств, начиная с 1997 г., стремительно растет. Так, если в 2001 г. количество наименований фальсификатов составляло 101 шт., а количество серий препаратов – 49 шт., то в 2002 г.– 123 наименования и 43 серии. Из-за рубежа в Россию поступает около 33 % фальсифицированных лекарственных средств. Чаще всего подделывают противобактериальные средства – 47 %, гормональные – 11 %, анальгетики – 7 % и др. Их выявление затруднено ввиду многочисленности фирм – посредников (примерно 2500 фирм) и сложности диагностирования с целью установления качества.

Проблемы в области юридических знаний отмечены и у сотрудников оперативно-розыскных подразделений ФТС РФ, непосредственно занимающихся выявлением таможенных преступлений. Их вклад в решение данной задачи весьма незначителен. В частности, по материалам оперативно-розыскных подразделений возбуждается 17 % уголовных дел по уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица. Между тем данные преступления занимают второе место в структуре таможенной преступности. Так, в 1999 г. уголовные дела рассматриваемой категории составили 29,7 % от общего количества уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации, в 2000 г. – 44,9 %, в 2001 г. – 32,8 %.

Противодействие со стороны должностных лиц таможенных органов – весьма существенный фактор, препятствующий выявлению таможенных преступлений. Прежде всего, следует отметить, что у руководителей таможенных органов, являющихся начальниками органов дознания, на первом месте стоит реализация фискальной функции. Правоохранительная деятельность находится на втором плане, а в ряде случаев они не заинтересованы в ее успешной реализации.

Данное положение особо касается коррумпированных сотрудников таможенной системы, которые оказывают противодействие борьбе с преступлениями, в том числе и их выявлению, применяя различные способы: психологические (уговоры, подкуп, шантаж, компрометация, провокация, уничтожение имущества и др.); физические (убийство, избиение, истязание и т.д.); воздействие на источники и носители материальной информации – на следы преступлений (уничтожение, инсценировка, фальсификация, укрытие или маскировка, искажение и т.д.); воздействие в целом на процесс расследования (незаконные указания органам дознания, фальсификация процессуальных документов, утрата или уничтожение процессуальных документов, принятие «угодных» решений, затягивание сроков выполнения решений, неисполнение решений и т.д.).

На проникновение коррупции в таможенную среду до последнего времени оказывало существенное влияние отсутствие достаточного финансирования таможенных органов. В целях экономии бюджетных средств формирование таможенной и околотаможенной инфраструктуры осуществлялось путем создания коммерческих структур – складов временного хранения (СВХ), таможенных перевозчиков, декларантов и пр. Подразделения таможенных органов, непосредственно осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, были размещены на их территории, использовали принадлежащие им помещения, технические средства, имущество, оргтехнику. Вследствие этого многие из них попали в зависимость от этих коммерческих структур, большинство из которых, в свою очередь, контролируются организованной преступностью.

Неотработанный порядок таможенного оформления и контроля, допускающий субъективный подход к определению таможенной стоимости и размеров штрафных санкций (максимальный их размер в десятки раз превышает минимальный), создавал дополнительные условия для уклонения от уплаты таможенных платежей при содействии коррумпированных таможенников.

Низкая социальная защищенность государственных служащих, понижающийся жизненный уровень, неопределенность перспектив способствовали оттоку квалифицированных сотрудников, которые зачастую попадали в коммерческие структуры и использовали свой опыт для уклонения от уплаты таможенных платежей. На смену им нередко приходят лица, изначально ориентированные на получение дополнительных доходов путем злоупотребления служебным положением.

Кроме того, криминальные структуры активно пытаются внедрить в таможенные органы «своих людей»: начиная с 1998 г. было пресечено более 200 подобных попыток.

Результатом указанных процессов является постоянный рост количества выявляемых преступлений коррупционного характера, их количество возрастает на 9–15 % ежегодно.

В настоящее время силами подразделений собственной безопасности выявляется свыше 80 % коррупционных преступлений в таможенной сфере. Так, если за 9 месяцев 2003 года по материалам подразделений собственной безопасности возбуждено 122 уголовных дела, то по материалам, полученным без их участия – 29, в том числе: прокуратурой – 11, МВД – 13, ФСБ – 5.

Всего за период с 1997 г. по материалам подразделений собственной безопасности возбуждено 555 уголовных дел по коррупционным преступлениям в таможенной сфере. За этот же период осуждено 282 сотрудника таможенных органов и взяткодателя.

Анализ возбужденных уголовных дел показывает, что свыше 40 % преступлений совершено по предварительному сговору группами лиц из числа таможенников, бывших сотрудников таможенных органов и участников ВЭД, в том числе связанных с организованными преступными группами. 80 % из привлеченных к уголовной ответственности таможенников являются сотрудниками досмотрового и экономического блоков. Совершенные ими преступления связаны, как правило, с недостоверным декларированием оформляемых грузов. В то же время большинство уголовных дел за получение взяток в особо крупных размерах возбуждены в отношении сотрудников правоохранительного блока таможен. К сожалению, проявляется устойчивая тенденция роста участия в противоправной деятельности руководителей таможенных органов, доля которых среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в настоящее время превышает 30 %. Так, в текущем году возбуждены уголовные дела в отношении 13 начальников и заместителей начальников таможен, 26 – начальников и заместителей начальников таможенных постов и других подразделений.

В результате противодействия должностных лиц таможенных органов борьбе с таможенными правонарушениями, а также незаинтересованности в этом, когда на первом месте находится реализация фискальной функции, сотрудники подразделений таможенного оформления и контроля, таможенных и валютных платежей, контроля доставки товаров, оперативно-розыскных, собственной безопасности и т.д. не проявляют должной активности в выявлении таможенных преступлений. Данное положение, в первую очередь, относится к оперативно-розыскным подразделениям, которые нередко используются руководителями таможенных органов в качестве инструмента воздействия на недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Задачи по выявлению, раскрытию и расследованию таможенных преступлений, а также их предупреждению выполняются ими слабо. Об этом неоднократно отмечалось в выступлениях руководителей УТРД ФТС РФ.

В вышеуказанном представлении Генеральной прокуратуры отмечалось, что не во всех оперативно-розыскных подразделениях заводятся дела оперативного учета, а их реализация остается низкой (в Московском регионе около 5); оперативно-розыскная деятельность сводится в основном к проведению мероприятий гласного характера, а такие как прослушивание телефонных переговоров и оперативный эксперимент проводятся крайне редко и т.д.

Недостаточное материально-техническое обеспечение подразделений и служб, осуществляющих таможенный контроль. В процессе исследования особое внимание было уделено техническому оснащению автомобильных пунктов пропуска (АПП).

Большая часть действующих в настоящее время автомобильных пунктов пропуска создавалась в стране в 80-х годах прошлого века. Последовавшая после 1991 г. трансформация государственных границ потребовала принятия оперативных мер по ускоренному обустройству АПП как на «старых», так и на «новых» участках государственной границы Российской Федерации. В связи с этим абсолютное большинство АПП (свыше 90 %) на «новых» участках государственной и таможенной границы было обустроено по временной схеме, что не отвечает не только международным нормам, но и требованиям отечественных стандартов ни по оснащению информационно-техническими средствами и методами таможенного контроля, ни по уровню околотаможенной инфраструктуры и сервиса для пассажиров, сотрудников правоохранительных органов и государственных контрольных служб.

Все вышеизложенное относится и к Сибирскому региону.

Кроме того, на состояние преступности оказывают влияние и специфические факторы:
– неопределенность статуса границы, отсутствие ее соответствующего режима;
– низкий уровень жизни и занятости населения, проживающего в приграничных районах, закрытие нерентабельных шахт, банкротство предприятий металлургической и химической промышленности, а также оборонных предприятий Кемеровской, Омской и Новосибирской областей и Алтайского края;
— компактное проживание в приграничных населенных пунктах этнических диаспор (среднеазиатских и северокавказских), традиционно составляющих «группы риска».

Выводы:

1. Таможенные преступления – общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности. Их выделение в общую группу обусловлено спецификой таможенного дела, регулирующего порядок ввоза и вывоза товаров и транспортных средств через таможенную границу. Специфическими признаками таможенных преступлений являются: повышенная общественная опасность, совершение преимущественно организованными преступными сообществами, латентность.

2. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации расследование таможенных преступлений отнесено к компетенции органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации путем производства дознания по ч.1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ и производства неотложных следственных действий по ч. 2–4 ст.188, ст. 189,190, 193 УК РФ.

3. Состояние борьбы с таможенными преступлениями не отвечает предъявляемым требованиям и размаху преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. По экспертным оценкам, в сфере таможенного дела ежегодно совершается свыше 100 тыс. преступлений. Между тем в 1994 г. было зарегистрировано только 1826 преступлений, выявлено лиц по ним 1010; соответственно в 1995 г. -2551 и 1174; в 1996 г. – 2900 и 777; в 1997 г. – 4314 и 1983; в 1998 г. – 4852 и 1820; в 1999 г. – 5251 и 1961; в 2000 г. – 6327 и 1905; в 2001 г. – 5202 и 1516.

4. Возбужденные органами дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации по указанным выше составам уголовные дела в большинстве своем приостанавливаются, а в последующем прекращаются. Так, в 1998 г. по ст. 194 УК РФ было возбуждено 626 уголовных дел, прекращено – 214, приостановлено – 477; направлено с обвинительным заключением прокурору – 7; соответственно в 1999 г. – 963, 317, 734, 24; в 2000 г. – 1113, 424, 771, 20.

5. Изложенное свидетельствует о неудовлетворительном состоянии предварительного расследования таможенных преступлений, необходимости выявления факторов, оказывающих негативное влияние на деятельность органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации применительно к выявлению, раскрытию и расследованию рассматриваемых преступлений, а также разработки комплекса рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

6. К факторам, препятствующим выявлению таможенных преступлений, относятся:
– неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
– недостатки в организации таможенного контроля на таможенной границе;
– пробелы в области юридических и иных знаний у сотрудников таможенных органов и, в первую очередь, у сотрудников, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
– противодействие выявлению таможенных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов;
– недостаточное материально-техническое обеспечение подразделений и служб, осуществляющих таможенный контроль.

7. К факторам, оказывающим негативное влияние на процесс раскрытия и расследования таможенных преступлений, относятся:
– несовершенство конструкции уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за таможенные преступления;
– несовершенство норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего процесс предварительного расследования вообще и таможенных преступлений в частности;
– недостатки в организации расследования;
– недостаточное технико-криминалистическое обеспечение органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации.


Жбанков В. А.

© R&P Customs Law. Все права защищены, 2018 − 2019