Контроль после выпуска товаров: какие опасности подстерегают?


В ближайшее десятилетие Федеральная таможенная служба намерена, с одной стороны, снизить административную нагрузку на бизнес и сократить его издержки, а с другой – обеспечить экономическую безопасность государства, эффективность и результативность таможенного контроля. Чтобы добиться поставленных целей, ФТС планирует наладить цифровизацию взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, а также перенести таможенный контроль (основную нагрузку) на этап после выпуска товаров. О том, чем это обернётся для участников ВЭД, рассказывает Оксана Миронова, эксперт юридического отдела компании Транссертико.


Всё на потом

Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров утвердили в 2012 году, и она стала приоритетной задачей для ФТС: в ведомстве оценили её эффективность и значимость для бюджета. Это значит, что в рамках таможенных операций при ввозе и вывозе товаров таможенный контроль будет постепенно снижаться. Уже сейчас сокращаются сроки регистрации и выпуска товаров, проведения отдельных форм таможенного контроля, есть возможность авторегистрации и автовыпуска, уходит в прошлое представление при декларировании огромного перечня бумажных документов. Это снижает расходы бизнеса, связанные с временным хранением, досмотрами, простоем транспорта. Но есть и обратная сторона: таможенные органы в течение трёх лет с момента выпуска товаров в любой момент могут прийти к участнику ВЭД с проверкой.

По данным ФТС, за 2019 год подразделения таможенного контроля после выпуска товаров выявили ущерб от неправомерных действий участников ВЭД и продавцов на внутреннем рынке на сумму 26,2 млрд. рублей, изъяв из незаконного оборота 622 тонны товаров и уничтожив 529 тонн товаров. Нарушения таможенники нашли в деятельности 1652 лиц, возбудив 6975 административных дел и 383 уголовных (за 2018 год — 5737 и 287 соответственно). В ведомстве подсчитали, что средняя экономическая эффективность одной таможенной проверки почти в два раза превысила значение 2018 года и составила 7,7 млн руб.

Теснее сотрудничество — эффективнее контроль

Таможенные органы разрабатывают новые методы и инструменты контроля, активно расширяют способы получения информации, необходимой для таможенного контроля, ищут новые источники информации, в том числе тесно сотрудничая с иностранными контролирующими органами и организациями.

«Информационную цепочку необходимо расширить уже на этапе движения товара от иностранного поставщика к таможенной границе ЕАЭС. Для этого планируем углублять информационный обмен с зарубежными коллегами: таможенными администрациями и контролирующими органами. Важно выработать единые подходы к определению таможенной стоимости и обеспечить взаимное признание результатов таможенного контроля», — сказал на Международном таможенном форуме (МТФ – 2019) руководитель ФТС Владимир Булавин.

Сейчас ведомство интенсивно развивает сотрудничество с иностранными таможенными органами, в первую очередь — учитывая объёмы товарооборота — с Китаем. До недавнего времени таможенные органы двух стран взаимодействовали в рамках Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 1994 года, направляя официальные письменные запросы. Благодаря этому российская таможня могла получить экспортные декларации, инвойсы, транспортные и иные документы и сведения. Но из-за строгой регламентации процедур ответы приходили с такой задержкой, что обмен терял смысл.

В июне же 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали с Китаем соглашение, договорившись обмениваться информацией в электронной форме о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу всеми видами транспорта. Теперь страны смогут оперативно анализировать и сопоставлять ценовую, а также иную информацию и сведения, заявленные как при экспорте из Китая, так и при оформлении и выпуске в странах ЕАЭС.

Полагайтесь на опыт

Объекты контроля таможенные органы выбирают  на основании системы управления рисками (СУР) и категорирования участников ВЭД. Но так как и СУР, и расчёт критериев для отнесения участника ВЭД к той или иной категории риска – информация конфиденциальная, выбор таможни — непредсказуем и непрогнозируем. Кроме того, в отличие от контроля на этапе таможенного оформления, контроля после выпуска товаров несёт для участника ВЭД больше рисков. Во-первых, подготовить дополнительные документы, аргументированные пояснения и иные доказательства легче во время таможенного оформления и выпуска товаров, чем после, поэтому во втором случае риск негативного для участника ВЭД результата проверки выше.

Во-вторых, в случае отрицательного для участника ВЭД решения по результатам контроля до выпуска товаров и доначисления таможенных платежей, эти доначисления можно учесть при реализации товаров на территории РФ. В случае же контроля после выпуска, когда ввезённые товары, как правило, уже реализованы, доначисленные платежи становятся бременем участника ВЭД. А в-третьих, по результатам контроля после выпуска таможенный орган может начислить немалые пени.

Опыт и практика показывают, что даже добросовестная внешнеэкономическая деятельность не гарантирует избавления участника ВЭД от таможенной проверки после выпуска, как и её успешное завершение, то есть без доначисления таможенных платежей и пени, привлечения к административной или уголовной ответственности. Причины негативных последствий могут быть самые разные: от недобросовестности иностранного контрагента либо банальной ошибки при предоставлении им сведений и отчётов в его контролирующие органы до отсутствия у участника ВЭД необходимых ресурсов, компетенции и опыта. Чтобы минимизировать эти риски и избежать негативных последствий таможенного контроля после выпуска мы советуем участникам ВЭД следующее:

— Передать ведение ВЭД от заключения внешнеторгового контракта, расчётов и доставки груза до таможенного оформления и выпуска на аутсорс – профессионалу в сфере ВЭД. Тогда нести риски и отвечать перед контролирующими органами будет именно это лицо.

— Обращаться к опытному и грамотному таможенному представителю, который не только проанализирует все документы, необходимые для таможенного оформления, порекомендует их правильно скорректировать или заблаговременно получить дополнительные документы, но и будет нести риск солидарной ответственности в рамках таможенного контроля, и, соответственно, будет заинтересован в его благополучном завершении.

— Обращаться к услугам профессиональных таможенных юристов, имеющих опыт взаимодействия с таможенными органами, в том числе в рамках таможенного контроля (как до, так и после выпуска товаров), производства по делам об административных правонарушениях, а также опыт обжалования решений, принятых по результатам таможенного контроля, и возврата таможенных платежей.


Подробнее на ПРОВЭД-МЕДИА

© R&P Customs Law, 2020